bikeportal.org.ua

Разное о велоспорте

История велоспорта в Днепропетровске

Летопись от Александра Жулея

 

Не претендую на истину. Наверно если историю напишет кто-то другой она будет написана под другим взглядом.

Эта история началась в далёком 1898 году. Говорят, что тогда в Екатеринославе прошла первая велогонка. А ещё знаменитый велопутешественник Глеб Травин оказывается тоже наш земляк, он родом из города Никополь.

Велоспорт начал развиваться и проявлять массовость уже после войны. А к тому моменту, когда я начал заниматься велоспортом, в 1971 году, многие велоклубы, или как тогда их называли "велобазы", уже набрали силу, а некоторые уже и закрылись, но я о них слышал.

Был хорошо развит велоспорт и в других соседних областях и поныне там развит, чего не скажешь о Днепропетровске, где едва теплится жизнь на велоколёсах связанная с спорткомитетом и спортклубами.

Вопрос, почему там есть велоклубы, а у нас не смотря на то, что были громкие победы, традиции, громкие имена и не очень при спорте, ныне велоспорт почти умер, заставил меня задуматься и начать эту историю, которую и хочу вам передать. В 1971 году на моей памяти было почти два десятка велоклубов, в которых занималось от 20-30 человек, или как у нас в ДЮСШ №6, до 150 человек.

При многих заводах были велоклубы и другие спортивные секции, куда люди ходили после работы как сейчас по пивбарам. Чемпионаты города легко собирали на старте более 150 спортсменов в одной категории.

 

Вот хочу назвать некоторые велоклубы и людей, которые там работали, тех, кого вспомню.

 

Велоклуб МЕТЕОР. Ещё его называли «ЗЕНИТ». Этот клуб был от завода ЮМЗ. Работал там великий Бочаров. Он много сделал для велоспорта в Днепропетровске и был очень уважаемым. Потом Дыченко и другие. Бочаров был хорошим тренером и сильной личностью, но очень рано ушёл из жизни. Клуб просуществовал примерно до 2000 года.

Велоклуб ШИННИК. Там работал Петюх В.В., потом некоторые его воспитанники, и вот уже много лет его возглавляет и поныне Доброгорский П. А.

Велоклуб СПАРТАК. Находился вверху парка Чкалова. Закрылся в начале семидесятых годов.

Велоклуб СТАЛЬ. Находился в здании Дворца Ильича. Тоже закрылся в начале семидесятых, но мастерская там была ещё долго после того, когда там не стало спортсменов.

Велоклуб ЛОКОМОТИВ. Находился на стадионе Локомотива. Там начинала заниматься велоспортом моя сестра Лариса Жулей. Тренер рано ушёл из жизни, а вместе с ним и перестал существовать велоклуб. Впрочем, как и большинство велоклубов перестали существовать после того, когда там не стало человека, возглавлявшего клуб.

Велоклуб ВИХРЬ. Возглавлял его и ныне здравствующий Гаевский, а клуб закрылся примерно в 1980 году.

Велоклуб ДИНАМО. Находился на стадионе Динамо чуть ниже сельхоз института. Стадион Динамо поставили на реконструкцию, и тогдашний глава города хотел на месте стадиона Динамо построить велотрек, во всяком случае, я слышал его слова «Это будет мне памятником», но что-то не срослось. Стадион долго стоял полустройкой-пустырём. Там часто проводили велокроссы. Ну, а ныне там стоят престижные многоэтажки.

Возглавляли Динамо очень любимые и уважаемые в городе тренера, муж с женою Лютые Анатолий Иванович и его жена Дина Михайловна. Это были настоящие велофанаты, они жили только для велоспорта и их можно смело назвать вторыми родителями тех спортсменов, которые прошли через их руки. Дина Михайловна занималась судьбою спортсменов, которые закончили школу, одних устраивали в институты, другим делали такую армию, при которой ребята даже не видели сапогов Улыбка, а лишь честно крутили педали. Потом когда велобазу окончательно снесли, Анатолий Иванович продолжил работу в Зените, а Дина Михайловна перешла в спорткомитет. При её поддержке можно было проще выбивать деньги на поездки на сборы, соревнования, да и вообще получать нужные письма от спорткомитета. Дина Михайловна погибла в автомобильной катастрофе, возвращаясь с Киева, где решала наши проблемы спортсменов. В том числе и мою, я тогда ездил в Киев на повышение квалификации тренера. На обратный путь я случайно не успел на тот автомобиль, в котором возвращалась Дина Михайловна. Анатолий Иванович, до глубокой старости тренировал детей. Кстати в молодости он гонялся в одной команде с самим Капитоновым. Был очень хорошим рассказчиком.

Велоклуб МОНТАЖНИК. Там работал Брагин Анатолий. Когда его не стало, клуб возглавил Олифиренко В.В. В клубе были и взлёты и падения. Самым ярким на мой взгляд воспитанником этого клуба был Кошеленко Пётр.

Ещё были велоклубы почти во всех институтах, и некоторых техникумах, но знаю и помню, что в Металлургическом Институте возглавлял велоклуб Винжега Эдуард. Со слов Ялового Леонид Никитича, был велоспорт и в Медицинском институте. Как спортсмен я не застал Леонид Никитича. А он и сегодня гоняется по ветераном. И относительно недавно выиграл городской критериум. Было бы ничего удивительного, если бы не учитывать, что там ехали не только ветераны, а и молодые спортсмены, надо было подниматься по булыге не менее километра. А Никитичу было далеко за 60 лет.
Был клуб точно при университете. В сельхозинституте тренером работал настоящий мужик Лесняк Юрий Афанасьевич. Был интересным собеседником, грамотным тренером, сильной личностью и обладал недюжинной силой в руках. Если ему кто-то не нравился или, к примеру, кто-то опоздал на тренировку или не выполнил его задание, то при рукопожатии он мог так сжать руку, что можно было сходить в туалет досрочно не успевши снять штаны:)

Однажды на зимней рыбалке ему стало плохо, обратившись в больницу, врач после операции ему сказал, что дни его сочтены, прогноз врача Афанасьевич пережил на несколько лет. Афанасьевич мог быть в сочетании строгим тренером и настоящим другом.

Горный институт, в котором и я занимался велоспортом после ДЮСШ 6, возглавляли Софа Васильевна, Час Раиса Мефодиевна, моя тренерша. И Габриель А.А.

О Мефодиевне можно написать целую книгу. Это очень сильный человек и очень даже не по-мужски сильная женщина. Она могла легко воспитать водителя, который подрезал на автомобиле её воспитанников, одним ударом уложивши под колесо автомобиля того, кто не уважает велосипедистов. Прекрасно бегала, не смотря на плоскостопие, играла с нами в футбол, отлично играла в настольный теннис. Я кстати у неё никогда не выигрывал, а как играю я, можете посмотреть у меня в клубе, чтобы понять, как играла она:). 6-7 крепких ребят её одну не могли сбросить с причала в воду. В юбилей своего шестидесятилетия, Мефодиевна, вступивши в спор со студентом-качком, подняла две 16-килограммовые гири, поставила на попа, выжала мягко 10 раз. Однажды ночью Мефодиевна проснулась от того, что стало трудно дышать, открывши глаза она увидела над собою огромного мужика, который держал её за горло, дальше можно не рассказывать:). Мужику можно было только посочувствовать, этим мужиком оказался маньяк, на счету у которого было множество жертв, у Мефодиевны он сам оказался жертвой. Вот такая у меня была тренерша. Когда наступил пенсионный возраст, Мефодиевна уволилась с родного Горного института и уехала в родное своё село Фёдоровка, которое находится между Запорожьем и Днепропетровском. Она и сейчас там живёт, дай ей бог ещё больше здоровья.

Ещё в городе была одна спортивная велошкола под названием ДЮСШ 6. Возглавлял её великий комбинатор Абрикосов, Остап Бендер на его фоне бледнеет:). Абрикосов был очень энергичен, он сам не отдыхал и не терпел когда кто-то сидит без дела, с его появлением на велобазе сразу всё шевелилось, кто-то сразу мёл, кто-то красил, стучал, пилил т.д. Деньги он делал, легко выбивая под одни и те же мероприятия сразу деньги у гороно, города и даже у родителей. Но мы на него никогда не были в обиде. Деньги шли в клуб. В клубе была станочная база как на заводе. Куча велосипедов и запчастей, велоформы и даже питание в виде талонов, прикреплённых к столовой. Несколько тренерских мотоциклов, и даже свой грузовик. И параллельно он строил ещё одну двухэтажную велобазу. А в велопоходе Абрикосов мог легко накормить сразу тридцать человек до упаду всего лишь за семь копеек. При том два раза. И это правда, по пути мы в поле набирали свежей кукурузы на обед, а вечером ловили не в считанном количестве креветок на Азовском море. Это надо было только сварить и посолить. А пачка соли и стоила 7 копеек. Абрикосов родился не в своё время и ушёл рано, забравши с собою дело, заведенное на него вместе с тем, кто его завёл…

Тренером в ДЮСШ 6 работала Мефодиевна, помогал ей её муж Леонид Фёдорович, мы его очень любили. Потом, когда я закончил школу, меня и ещё таких 6-7 человек Мефодиевна забрала с собой, когда перешла работать в Горный институт. Как я записывался в ДЮСШ 6, поступал и учился в Горном институте, это отдельная история, которую тоже когда-нибудь напишу или расскажу если спросите:)

После Института я уехал по направлению в Горловку. Где тоже крутил педали, но это история Донецкой области. Через 6 лет вернулся, к этому времени в Днепропетровске образовался очень сильный велоклуб КОЛОС. Неформально его возглавлял тренер и воспитанник Абрикосова и Бачарова - Сыревич. Он у них подчеркнул и унаследовал и знания тренера и авантюризм. При Сыревече и по его методике, воспитанники стали выполнять нормативы мастеров спорта Международного Класса. Под флагом Колоса была создана школа, в которой работало сразу около 15 тренеров. И каждый со своей велобазой. Несколько в Днепропетровске, в том числе и я, помыкавшись открыл велобазу на Кр. Камне. А также в городе Новомосковск, работал Саша Пасицельский и сейчас тоже под его началом что-то теплится, там же работал Пеленцов, в Никополе – Барабаш Гриша, муж и жена Садовые ковали чемпионов. В Межевой работал Джураев Тимур Романович, приехавший с Таджикистана. Он часто работал главным тренером, особенно по юниорам, и потом директором школы. Но что-то не ладилось у него с начальством Колоса Петрушенко. Со школы, не ужившись с ним, ушёл Сыревич, за ним - Тимур и остальные. Можно сказать, что Петрушенко похоронил школу, а в месте с ней и остаток велоспорта в Днепропетровске. Петрушенко и поныне работает и возможно, что где-то там, наверху по бумагам в Днепропетровске до сих пор существует велоспорт:)

Возможно, я многое упустил, но существовала ещё одна немаловажная личность велоспорта в Днепропетровске - это Баруха Сталина Григорьевна. Она была в областном спорткомитете и вела там примерно семь видов спорта, в том числе и велоспорт. Сама она бывшая велосипедистка, любила своё дело и велоспорт. Одно только имя её Сталина, говорило о том, что дело своё она делала честно. Вот возможно причина распада велоспорта в Днепропетровске. Пока она была жива, она поддерживала тренеров и спортклубы. Ведь всё в этом мире, в том числе и велоспорт, держится не на комитетах, партиях, комиссиях и т.д, а на конкретных людях. Тренера и спорт без поддержки сверху загибался. После её ухода из спорткомитета, в том числе и из жизни, велоспорт в Днепропетровске поддержать было не кому. Тот человек, который занял её место, Пшеничников А, велоспорт не любил, а вернее он к нему был просто равнодушен и наверно потратил свои возможности и  на другие виды спорта или один из них:( При нём велоспорт стал стремительно умирать как при тяжёлой болезни. Думаю, что нельзя назначать во главу тех людей, которые не любят это дело. Всё держится на людях, а не клубах и комитетах.

Вот такая вот история велоспорта в Днепропетровске.

Возможно, благодаря команде ВР в Днепропетровске открылась новая страничка велоспорта. С любителей, не имеющих отношения к клубам с тренерами и финансовой поддержкой, выросли спортсмены, попавшие в сборную Украины и даже выше. Например, Кристина Конвисарова, можно сказать, минуя украинский спорт, попала сразу в итальянскую профессиональную команду.

Любительское велодвижение и работа организаторской команды ВР выживает и расцветает в основном потому, что нам особенно не нужна помощь, для нас главнее, чтобы нам не мешали.


 

Комментарии 

 
+1 #1 Nuna 19.01.2011 11:57
очень интересная история
у нас в Запорожье тоже ходят легенды о том, что когда-то в городе было много велошкол, мы это время не застали, сейчас же вообще ни одной нет хорошо что есть еще школа триатлона с велобазой, причем тренера почти все бывшие велосипедисты. наверное у нас это единственное место, куда может прийти человек желающий заниматься велоспортом.
 
 
#2 Prizrak 19.01.2011 20:53
Да. И у нас(Сумы) с 1977г началось уничтожение спорта, а особенно велоспорта.
Осталась одна детская велосекция--три тренера и по 5-ть воспитаников.
Ну и Велоклуб--созданый ветеранами-любителями.
 
 
#3 nils_tisebe 21.01.2011 00:04
В Полтаве таже ситуация. Как бы есть велошкола, там не больше 5-ти человек, да сильные юниоры, но их по пальцам одной руки пересчитать можно.
Ещё есть триатлонисты, тоже до 10-ти человек.
Обе секции абсолютно не контактные, о проведении ими мероприятия узнать невозможно.
Не хочется хвастать, но на последнем старте 2010 года, мы силами любителей-аматоров вывели на старт 50 человек.
Дядечки, которым за 50, тоже рассказывают, что раньше гонка на 150 человек была привычным делом.
 
 
#4 Little 24.01.2011 00:23
да уж, к сожалению у нас единственным спортом остался литербол футбол, мать его за ногу.
потому что на нем легче всего разместить рекламу и зомбировать народ, ну а народ и рад себе... и в ближайшее время изменений со стороны власть придержащих ИМХО не предвидиться, соответственно мы сами кузнецы своего счастья
 
 
+1 #5 Испанец 25.02.2011 10:14
Огромная благодарность Александру Ивановичу за отличную статью. Думаю, эта информация важна для всех кто не представляет своей жизни без велосипеда.
Правильно замечено
Цитирую Little:
соответственно мы сами кузнецы своего счастья ;)

Конечно, не легко что-то организовать при полном равнодушии со стороны государства, но тем не менее появился BikePortal, на всё более высокий уровень поднимается Первая Сотня, в этом году надеемся "по взрослому" организовать Победную Сотку, не говорю уж о множестве мероприятий кросс-кантри которые проводятся в области.
Присоединяйтесь к уже начатым проектам, придумывайте что-то новое, может быть общие усилия и к организации велошкол приведут в будущем.
История звучит красиво, но все те тренеры о которых написал Жулей, творили эту историю своим трудом и ежедневными заботами, у них тоже были свои трудности.
 
 
+1 #6 мифоша 16.03.2011 16:39
Жулик! Помнишь все, но не четко!!!!!!!! Дерзай сынуля у тебя все впереди!!!!!!!!!!!!
 
 
+1 #7 Pit 21.07.2013 19:14
Трогательно, живо и одновременно печально. Читая текст чувствуешь как Александр Иванович пропускал это все через себя. Спасибо за вводную ) . Наше дело правое - мы победим!
 
 
#8 lora.juley@mail.ru 26.02.2015 15:39
80-е годы прошлого столетия... Днепропетровск:
Велоклубы были в велообществах Динамо(МВД),Буревестник(ДГИ,ДГУ,ДИИ Т,ДСтИ),Колос(Сельхозинститут), Зенит (1 и 2 Производства),Авангард (Шинный з-д),Локомотив (Ж/Д).
В Приднепровске была велобаза (просматриваю старые фото и благодарю неизвестного мне тренера,подарившего отличные фото) . На месте разрушенного здания с рестораном "Люкс" на пл.Горького была велобаза ДЮСШ от ГОРОНО.
И это не полный перечень. Плюс в районных центрах были велоклубы. Тренера...Отдельная тема. - Напишу позже.
Мы жили в огромной стране - и в душе был простор! Нынешнее поколение,обусловленное властью престижа и денег,вряд-ли поймёт,что значит быть уверенным в завтрашнем дне и в могуществе нашей Державы.
Тренировки,соревнования,сборы,... -оплачивало государство, СССР называлось,если не забыли.
За Державу обидно!
 

Вхід / реєстрація

Підтримай сайт bikeportal.org.ua фінансово:



Календар

Грудень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Найближчі гонки

19.07.25, Pogulianka ХСО race
Львів

наверх
time: 0.34477305412292